Регистрация    Вход    Форум    Поиск    FAQ    Мат. часть    Портал

Список форумов » Курилка » Разное




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Заветная мечта — «Карпаты», или Почему мы обожали советские
 Сообщение Добавлено: 07 мар 2013, 17:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 фев 2013, 11:57
Сообщения: 8
«Рига», «Дельта», «Карпаты», «Верховина». Редкий советский мальчишка не мечтал о «дырчике», который прозвали в народе так из-за дренчащего звука мотора. На этом двухколесном чуде техники не надо было крутить педали, как на велосипеде, вместо ног работал жужжащий движок. Только успевай за дорогой следить! «Стальной конь» мощностью в одну лошадиную силу выдерживал на себе двух ездоков с багажом. Преодолевая немалые расстояния, «дырчик» был незаменим как в городе, так и в деревне. «Жрал» мало бензина и настолько был прост в управлении, что «оседлать» двухколесного коня мог даже ребенок. Одним дефицитная игрушка, которая не успевала залеживаться в магазинах, доставалась в подарок, другие же неделями пропадали в гараже, собирая чудо-технику по крупицам из того, что было под рукой. Так или иначе, в советское время личный мопед был предметом статусным! И отнюдь не лишним аргументом в общении с девушками... К тому же, для езды на нем не нужно было прав. После некоторых доработок «дырчик» разгонялся до недетских 60—70 километров в час, что и позволяло промчаться с ветерком!
Когда в 50-х спрос на мотоциклы упал, следующие двадцать лет он поддерживался государством искусственно. Ведь желающих стать владельцами «Ижа», «Минска» или «Днепра» в Союзе было немного. В таких условиях необходимо было искать разумную альтернативу для советских граждан, у которых почти не было реальных шансов приобрести автомобиль. Не ездить же всем на велосипедах! Вот и пришлось советской власти стимулировать новую нишу в автомобилестроении — уже не велосипедов, но еще и не мотоциклов.
Так в СССР и появились мотовелосипеды, мопеды и мокики.
Сборкой первых мотовелосипедов на территории СССР занимался Киевский мотоциклетный завод. После войны ему передали оборудование немецкой фирмы «Вандерер», который выпустил легендарный мотовелосипед «Киевлянин». В народе за изящество и стрекочущий мотор его прозвали «стрекозой». Огромным преимуществом «Киевлянина» считалось то, что ездить на нем можно было как с мотором, так и без, а если кончился бензин, так и на педалях. Но, надо сказать, педалями крутить было тяжеловато – «Киевлянин» без ездока весил все 70 килограммов!
«Лошадь» педальная
Однако выпускалась киевская «стрекоза» недолго – всего четыре года. Вскоре возникла необходимость создания своих аналогов с моторчиком. Разработкой подходящего двигателя занялись конструкторы Ленинградского мотоциклетного завода «Красная звезда». И уже с начала 70-х его установили на мотовелосипеды и легкие мопеды производства Рижского, Пензенского и Львовского заводов.

.
– В детстве во время отдыха в деревне ко мне прибежал друг и с горящими глазами прокричал: «Мне движок от мопеда подарили!» — вспоминает киевлянин Валентин Гошко. — Перебирая тогда уже допотопный Д-4, мы выменяли у одного деда мешок запчастей к подобным моторам, смастерили гибрид из нескольких модификаций и нацепили на велосипед, так же собранный из чего попало. Две недели пытались его завести, что только не пробовали, и он, наконец, сдался!
Педали на мотовелике служили для пуска двигателя мощностью в одну лошадиную силу (!), торможения и упора ног во время движения. При этом жужжание, издаваемое велодвигателем, было не самым приятным звуком в мире. Но в любом случае это лучше, чем самому крутить педали… в тишине! Одежда во время езды пропитывалась запахом бензина и солидола, а на плохой дороге 9-килограммовый мотор раскачивал велосипед, как шлюпку в шторм. Но, несмотря на недостатки, это чудо техники любили и дети, и старики…
— Свою «газулю», как ее ласково прозвали в народе, я собирал в комнате и прятал под кроватью, чтоб мать не заметила, — рассказывает киевлянин Сергей Казанский. — Мало того, что мастерить сие произведение было трудно, так еще и запчастей не хватало. Бак сделал из банки от шампуня, а бензин ходил-выпрашивал у дядек по соседним гаражам.
«Ява Пионер» — всем пример!
Когда возник вопрос о создании отечественных мопедов, первопроходцем в этой области стал Рижский велосипедный завод «Красная звезда». Не обошлось тут без промышленного шпионажа! Перед тем как в 1958 году с конвейера сошел первый в СССР мопед на базе велосипеда «Рига-18», специалистам латышского предприятия пришлось хорошенько изучить западные образцы и посетить не одну международную выставку. Но мопед оказался не самым удачным, поэтому позже появляется «Рига-1» с движком чешской фирмы «Ява», сделанная по образу и подобию немецкого «Симсона».
— До появления «Риги» лучшим мопедом в СССР считалась легендарная «Ява 50 Пионер», которую выпускали с 1954 года. Сложность была лишь в том, что его приходилось ставить на учет в ГАИ, вешать номера и получать права, — рассказывает Казанский.
Со временем советские мотодвигатели становились более экономичными, на поздних мопедах появились светоприборы, но они еще долгое время приводились в движение по типу велосипедов: толкнул – пробежался – запрыгнул. Такая особенность не смущала даже девушек, которые считали за счастье прокатиться, прижавшись к спине обладателя рижского «скакуна».
— «Ригу-13» мне подарили на день рождения, — вспоминает киевлянин Василий Билак, — родители умудрились ночью незаметно поднять мопед на четвертый этаж хрущевки и оставить в коридоре. Утром я не поверил своим глазам! Тогда он стоил немалых денег – порядка 150 рублей. Помню, я очень боялся, что его угонят, поэтому покрасил в мышиный цвет, дабы сделать непривлекательным для угонщиков. На улице оставлял, пристегивая тонким тросиком к трубе.
Верхом на бензобаке
Не меньшую славу на советских просторах завоевал Львовский мотоциклетный завод. В его цехах собирались легендарные мопеды «Верховина» (аналог «Риги»), которым предшествовали легкие мопеды «Львовянка» и «Тисса».
— Вспоминаю нашу старенькую «Верховину-4», — продолжает Билак, — как ездил с отцом на ее бензобаке. Как-то отправились на речку, так по дороге три раза перегревался мотор! Приходилось охлаждать водой.
Что интересно, советский человек мог отремонтировать технику собственными руками и в любую погоду! Лишь изредка, после интенсивной езды, приходилось менять некоторые запчасти и заниматься легким косметическим тюнингом.

.
— Удивляюсь терпению родителей, которые разрешали мне колупаться в моторе прямо в квартире, на расстеленных газетках. Он ведь издавал резкий бензиновый запах! — вспоминает киевлянин Валентин Гошко. — Чего я только не делал с карбюратором, пытаясь форсировать мотор! И замучил соседа: каждый раз просил его прокатиться параллельно со мной на машине, чтоб измерить максимальную скорость.
Позже отечественные заводы начали выпускать мопеды нового класса с забавным названием «мокики». Они уже лишились велосипедного привода и запускались с помощью кик-стартера, от которого и пошло забавное название. У латышей такая модель называлась «Дельта», у львовян – «Карпаты».
— «Дельта» была очень стильной штучкой, — вспоминает Василий Билак. — Мальчишки делились на тех, для кого верхом мечтаний была «Дельта», потому что больно походила на заграничные мотоциклы из журналов. Другие же мечтали о «Карпатах», особенно их туристический и спортивный варианты. Что касается запчастей, то «Карпаты» идеально подходили для «Дельты», и наоборот. Две модели разных производителей были идентичны и внешне, и технически. Страна-то одна! Мотовладельцы оставались довольны.
мопед взято от сюда http://novaya.com.ua/?/articles/2010/09/14/142013-14


Вернуться к началу 
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Список форумов » Курилка » Разное


 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Рекомендую создать свой форум бесплатно на http://4admins.ru

Русская поддержка phpBB